Интересные факты, события, истории!

ЛЕРМОНТОВ М.Ю
ЛЕРМОНТОВ М.Ю Интересные факты, события, истории.
СУХОВО-КОБЫЛИН А.В.
ТУРГЕНЕВ И.С.
МЕЛЬНИКОВ-ПЕЧЕРСКИЙ П.И.
НЕКРАСОВ Н.А
ПИСЕМСКИЙ А.Ф
САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН М.Е.
ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Н.Г.
КОРОЛЕНКО В.Г.
УСПЕНСКИЙ Г.И.
ГИЛЯРОВСКИЙ В.А.
СЕРАФИМОВИЧ А.С.
ВЕРЕСАЕВ В.В.
БРЮССОВ В.Я
ТЕЛЕШОВ Н.Д
ПЛЕЩЕЕВ А.Н.
АНДРЕЕВ Л.Н.


ЭТО ИНТЕРЕСНО
ЛЕРМОНТОВ МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ (1814-1841)

Мнения о внешности Лермонтова были очень противоречивыми. Сам о себе он говорил: "Судьба подарила мне общую армейскую наружность". Одни люди, лично знавшие его, говорили: "небольшие калмыцкие глаза, но живые с огнем", "выразительные", другие: "большие глаза сверкали мрачным огнем" или "приветливые с душевной теплотой". Одни говорили: "огромная голова", "широкий, но не высокий лоб", другие: "необыкновенно высокий лоб".

Исполняя роль Печорина, артист Олег Даль был уверен, что его герой не хотел убивать Грушницкого. На съемках дуэли никто не обратил внимание на одну особенность, и лишь режиссер Эфрос, увидев, закричал: "Что вы делаете?", на что Даль резонно заметил, что у Лермонтова про это ничего не сказано. А что такого сделал на съемках дуэли Олег Даль?

Ответ: Он стрелял левой рукой (по фильму Печорин был правша).


Вставьте пропущенные слова в стихотворении М.Ю.Лермонтова "К*":
Делись со мною тем, что знаешь,
И благодарен буду я.
Но ты мне душу предлагаешь:
... душа твоя!..

Ответ: На кой мне чёрт...


Назовите стихотворение Лермонтова 1837 г., на автографе которого В.Ф. Одоевский пометил: "Стихотворение, которое не могло быть напечатано".

Ответ: "Смерть поэта".


В речи глухонемых каждый жест представляет собой некоторое понятие. С 1841 года один город в России начал изображаться как два направленных друг на друга пистолета. Назовите город.
Ответ: Пятигорск (место дуэли Лермонтова и Мартынова).

Почему Лермонтов в переводе одного из стихотворений Гейне, по словам академика Л.В. Щербы, "превратил мужскую любовь в прекраснодушные мечты"?
Ответ: В его переводе сосна и пальма обе женского рода, а по-немецки "сосна" мужского рода.

О детстве Лермонтова современник написал такие строки: "... он был счастливо одарен способностями к искусствам, ... рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воску целые картины... проявления же поэтического таланта в нем вовсе не было заметно, все сочинения по заказу... писал он прозой и нисколько не лучше своих товарищей".


В стихотворении Лермонтова "Смерть поэта" есть такие строчки: "И он убит, и взят могилой, как тот певец, неведомый, но милый". Кто имеется в виду?
Ответ: Ленский.

В судьбе Лермонтова ОНА сыграла роковую роль. Благодаря ЕЙ, вместо того чтоб поехать в полк, Михаил Юрьевич отправился в Пятигорск, где вскоре погиб. Назовите ЕЕ.
Ответ: Решка.
Лермонтов бросал монету, решая, ехать ли ему в полк или на отдых, в Пятигорск. Выпала решка, Лермонтов поехал в Пятигорск и через две недели погиб на дуэли.

Узнав о смещении Хрущева с поста 1-го секретаря, Ахматова пожала плечами: "Что вы хотите?" И тут поэтесса парадоксально сослалась на вредоносное влияние Лермонтова. По ее мнению, он также повинен в начале Первой мировой и Великой Отечественной войны. Четвертым событием стал распад СССР, но Ахматова об этом уже не узнала.
Все беды совпадают со 150-летиями или 200-летиями его рождения или смерти.

Одна из героинь Лермонтова утверждает, что лучше говорит по-русски, чем по-французски, подчеркивая, что "она не монастырка". Что это означало?
Ответ: Что не воспитывалась в Смольном.

В стихотворении "Ветка Пелестины" у Лермонтова упоминаются "Салима бедные сыны". О ком идет речь?
Ответ: О жителях Иерусалима.

М.Ю.Лермонтов проводит параллель между такими понятиями, как черпать решетом воду, стыдить лжеца, смеяться над дураком, просить взаймы у скупца, усовещивать игрока, учить глупца математике, спорить... С кем?
Ответ: С женщиной.

Пуля Мартынова вошла ниже правого последнего ребра и вышла между пятым и шестым ребрами с левой стороны. По мнению экспертов, это однозначно свидетельствует: Лермонтов собирался сделать... Что?
Ответ: Выстрелить в воздух.

В стихотворении Лермонтова "Три пальмы" есть такие строки:
И, стан худощавый к луке наклоня,
Араб горячил вороного коня.
В чем ошибся Лермонтов?
Ответ: Не родился еще тот араб, который решился бы сесть на вороного коня. Лошадь вороной масти считается у арабов несчастной, ее режут либо продают иностранцам.

У Лермонтова читаем о карьеристах того времени: "Послужив на Кавказе несколько лет, они обыкновенно возвращались в Россию с чином и красным носом..." Какой чин имеет в виду поэт?
Ответ: На Кавказе можно было быстро дослужиться до чина восьмого класса, который давал право на потомственное дворянство.

Произведения Лермонтова литературный критик 19 века Зайцев назвал юнкерской поэзией, пригодной только для детей и чахоточных барышень.




Ну а теперь немного из биографии Лермонтова


В 1965 году в Москве на Лермонтовской площади воздвигнут памятник Лермонтову (скульптор И. Бродский). Этот памятник — символ всенародной любви к великому поэту. Москва — родина выдающегося русского поэта. Лермонтовская площадь (бывшая площадь Красных ворот) получила свое название в 1941 году в связи со столетием со дня гибели великого русского поэта. В 1964 году станция метро «Красные ворота» тоже была переименована в «Лермонтовскую».
В начале XIX столетия на месте современного высотного здания на Лермонтовской площади стоял трехэтажный каменный дом, принадлежавший генерал-майору Ф. П. Толю. В этом доме (улица в ту пору носила название Красноворотской) в ночь со 2 на 3 октября 1814 года в семье Юрия Петровича и Марии Михайловны Лермонтовых родился сын Михаил.
Отец Лермонтова, отставной капитан, принадлежал к старинной дворянской семье, впоследствии обедневшей. Мать была единственной дочерью Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, происходившей из древнего рода Столыпиных, богатых и знатных дворян. Бабушка будущего поэта была его крестной матерью.

Вскоре после рождения сына Лермонтовы переехали из Москвы в родовое имение Арсеньевой Тарханы Чембарского уезда Пензенской губернии (ныне село Лермонтово Белинского района Пензенской области). Там прошли детские годы будущего поэта.
В детстве Михаил Юрьевич очень напоминал мать, болезненную и впечатлительную. Он любил слушать, как она поет под собственный аккомпанемент на фортепьяно. «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал,— писал он впоследствии,— ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что, если б услышал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать».
Мария Михайловна умерла от чахотки, когда Лермонтову было всего три года. Заботу о мальчике взяла на себя бабушка Елизавета Алексеевна, полностью отстранившая отца от воспитания сына. Юрий Петрович смирился с этим, чтобы не лишить ребенка богатого наследства.
Раздор между своенравной бабкой и отцом, которому всегда сочувствовал Лермонтов, омрачил детские и юные годы поэта.

Я сын страданья. Мой отец
Не знал покоя по конец.
В слезах угасла мать моя.
От них остался только я,
— писал поэт.

В конце лета 1827 года Арсеньева привезла внука в Москву, чтобы подготовить его в какое-нибудь учебное заведение. Поселились они на Поварской в доме В. М. Лаухиной (ныне на его месте дом № 24 по улице Воровского).
Елизавета Алексеевна души не чаяла в своем единственном внуке, не жалела ни сил, ни средств для его образования и воспитания. В гувернеры к Лермонтову был приглашен француз Жан-Пьер Келлет-Жандро — старик добрый, но строгий и взыскательный. Политический эмигрант, свидетель французской революции 1789 года, он будоражил воображение своего воспитанника рассказами о бурных событиях дней минувших.
Подготовкой Лермонтова в Благородный пансион по рекомендации дальних родственников Арсеньевой Мещериновых руководил молодой преподаватель пансиона А. 3. Зиновьев, человек разносторонне образованный, владевший несколькими иностранными языками, увлекавшийся педагогикой, историей, лингвистикой, теорией поэзии, эстетикой. Зиновьев полюбил своего одаренного воспитанника и умело направлял его интересы, знакомил с произведениями Шекспира, Гете, Шиллера, Державина, Жуковского, Пушкина.
Усердно готовясь к поступлению в пансион, Лермонтов занимается математикой, географией, учится игре на скрипке и фортепьяно. В письме к своей тетке М. А. Шан-Гирей мальчик сообщает: «Ежели я к вам мало напишу, то это будет не от моей лености, не от того, что у меня не будет время. Я думаю, что вам приятно будет узнать, что я в русской грамматике учу синтаксис и что мне дают сочинять... в географии я учу математическую: по небесному глобусу градусы планеты, ход их и пр.; прежнее учение истории мне очень помогло!» Лермонтов много читает, его воображение пленяют романтические поэмы Байрона и Пушкина, он начинает пробовать перо.
Зимой 1828 года Лермонтов часто бывает у Мещериновых, живших в Большом Сергиевском переулке на Сретенке (дом неизвестен), и близко сходится с сыновьями П. А. Мещеринова Владимиром, Афанасием и Петром.
В доме Мещериновых увлекаются литературой, театром, музыкой, живописью. Отец семейства Павел Афанасьевич дружит со своим бывшим сослуживцем по кирасирскому полку Павлом Моисеевичем Меликовым — героем войны 1812 года, потерявшим в Бородинской битве правую руку. Племянник Павла Моисеевича М. Е.Меликов также много времени проводит в доме Мещериновых.
Сохранились воспоминания М. Е. Меликова, воссоздающие выразительный портрет Лермонтова-подростка: «Приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остается для меня загадкой. Глаза эти, с умными, черными ресницами, делавшими их еще глубже, производили чарующее впечатление на того, кто бывал симпатичен Лермонтову. Во время вспышек гнева они бывали ужасны. Я никогда не в состоянии был бы написать портрет Лермонтова при виде неправильностей в очертании его лица, и, по моему мнению, один только К. П. Брюллов совладел бы с такой задачей, так как он писал не портреты, а взгляды...»
1 сентября 1828 года Лермонтов был зачислен в старшее отделение —четвертый класс —московского университетского Благородного пансиона, который являлся привилегированным учебным заведением с шестилетним курсом обучения и наравне с Царскосельским лицеем считался одним из лучших в России. Лермонтов был принят полупансионером: в пансионе он находился только в часы учебных занятий, а вечером возвращался домой к бабушке, которая не захотела расстаться с любимым внуком.
Пансион помещался на углу Тверской и Газетного переулка. Здание это не сохранилось. Ныне на его месте расположен Центральный телеграф.
В московском Благородном пансионе учились в свое время В. А. Жуковский, А. С. Грибоедов, В. Ф. Одоевский. Здесь бережно хранили вольнолюбивые традиции 20-х годов, свято чтили память декабристов, из уст в уста передавали восторженные рассказы о мужестве казненных руководителей восстания на Сенатской площади и тех его участников, кто был сослан в сибирские рудники. Стихи декабристов ходили по рукам среди учащихся.
Дух вольнолюбия и серьезного научного поиска объединял и педагогов пансиона. Здесь преподавали ведущие университетские профессора, прививавшие своим воспитанникам любовь к знаниям и стремление к идеалам истины, добра и справедливости.
Программа обучения в Благородном пансионе была универсальной. Метод преподавания строился на выявлении и развитии индивидуальных склонностей воспитанников: им предоставлялась возможность наиболее основательно изучать те предметы, которые их интересовали.
В годы учебы Лермонтова инспектором пансиона был профессор Московского университета М. Г. Павлов — личность чрезвычайно яркая, человек разносторонне образованный. Он увлекался новейшими философскими теориями, интерес к которым в русском обществе второй половины 20-х — начале 30-х годов необыкновенно возрос. Особенно популярными среди молодежи этого времени были теории молодого Шеллинга и Гегеля. Их научные воззрения помогали русским мыслителям выработать новый взгляд на мир и впоследствии создать собственные философские теории.
М. Г. Павлов вел в 6-м классе пансиона курс физики. Автор научной биографии Лермонтова Н. Л. Бродский так определяет заслуги Павлова в воспитании русской интеллигенции: «Несколько поколений русской молодежи были обязаны ему пробуждением в них интереса к философии, к теоретическим проблемам, стремлением выработать целостное мировоззрение».
Стремление к философскому осмыслению мира и углубленный интерес к теоретическому мышлению характеризовали основных педагогов пансиона: М. А. Максимовича, который вел естественную историю, Д. Н. Дубенского, читавшего курс логики, Д. М. Перевощикова, преподававшего физику и механику, профессора русского законоведения Н. Н. Сандунова.
Эстетическое воспитание учащихся пансиона было поставлено очень серьезно: много внимания уделялось литературе, музыке, живописи, ораторскому искусству. Всячески поощрялось самостоятельное творчество.
Эстетические вкусы воспитанников пансиона складывались под воздействием Д. Н.,Дубенского, А. Ф. Мерзлякова и С. Е. Раича.
Д. Н. Дубенский был автором книги «Опыт о народном русском стихосложении» (1828), (Страстным пропагандистом русского фольклора. Он- прививал своим ученикам любовь к родному языку и национальному искусству.
А. Ф. Мерзляков — переводчик, поэт и критик — преподавал эстетику. Друг Жуковского, «человек даровитый и умный, душа поэтическая» (по словам Белинского), он был знатоком античных поэтов и трагиков и сам сочинял песни в духе_русской народной поэзии. Мерзляков был наделен тонким эстетическим чутьем, безошибочно позволявшим ему угадывать значительные произведения современной литературы. Увлеченность своим предметом, дар импровизатора, блестящее ораторское искусство способствовали большой популярности Мерзлякова среди учащихся.
В старших классах пансиона читал русскую словесность и вел практические занятия по литературе С. Е. Раич (Амфитеатров) . В свое время он был членом «Союза благоденствия», но, поскольку его больше интересовали проблемы эстетики и искусства, с 1821 года он отошел от политической деятельности и занялся исключительно литературой и журналистикой.
Раич встречался с А. С. Пушкиным, П. А. Вяземским, А. А. Дельвигом, Е. А. Баратынским, посещал салон Зинаиды Волконской, 12 октября 1826 года у поэта Д. В. Веневитинова слушал чтение Пушкиным драмы «Борис Годунов».
Принятый в литературных кругах, Раич сам был популярным поэтом и поощрял поэтические опыты своих воспитанников, знакомил их с шедеврами мирового искусства, смело вводил в курс современных литературных исканий.
Постоянное общение с такими людьми, как Павлов, Дубенский, Мерзляков, Раич, не могло пройти бесследно для столь чуткой и творческой натуры, как Лермонтов. Благородный пансион дал будущему поэту серьезную научную подготовку, способствовал формированию его эстетических взглядов, развитию его творческих способностей. Лермонтов много занимался и был одним из первых учеников. Он увлекался и философией, и музыкой, и рисованием, много писал, принимал участие в рукописных журналах «Арион», «Улей», «Пчелка», «Маяк».
В годы учебы в Благородном пансионе усилился интерес Лермонтова к театру. Любовью к театру он «заболел» в детстве. Уже в пятилетнем возрасте он слушал оперу «Князь-Невидимка, или Личардо-Волшебник» К- А. Кавоса. Позже Лермонтов с огромным удовольствием принимал участие в домашних спектаклях. В 1828 году он был на опере «Пан Твардовский» Верстовского, смотрел пьесу Дюканжа «Тридцать лет, или Жизнь игрока». Он очень высоко ценил талант известного в ту пору московского актера Мочалова. В одном из своих писем 1829 года будущий поэт, сравнивая петербургскую знаменитость — актера Каратыгина — с москвичом
Мочаловым, отдает предпочтение спокойной, неаффектированной манере игры последнего, видя в нем «искру божию» и несомненную одаренность.
В пансионские годы начинается интенсивная поэтическая деятельность Лермонтова. В 1828 году написаны стихотворения «Осень», «Заблуждения Купидона», «Цевница», поэмы «Кавказский пленник», «Корсар». Впоследствии Лермонтов вспоминал: «Когда я начал марать стихи в 1828 году (в пансионе), я как бы по инстинкту переписывал и прибирал их, они еще теперь у меня».
В 1829 году поэт создал много лирических стихотворений, среди них «Жалобы турка», «Мой демон», «Монолог» и др. В этом же году сложилась первая редакция поэмы «Демон», над которой Лермонтов работал до конца своей короткой жизни, создавая новые и новые варианты.
Осенью 1828 года в Москву приехал родственник Е. А. Арсеньевой П. П. Шан-Гирей с сыном Акимом. В маленьком домике Лаухиной стало тесновато, и Арсеньева с внуком перебралась в соседний дом, принадлежавший вдове майора Е. Я. Костомаровой (дом не сохранился, ныне на его месте дом № 26 по улице Воровского).
Весной 1830 года Е. А. Арсеньева решила снова переменить квартиру и переехала с Поварской на Малую Молчановку, 2, в небольшой особняк, принадлежавший Черновой

При Лермонтове дом имел вид типичного для той эпохи особнячка в девять окон по главному фасаду. Комната Лермонтова располагалась в мезонине, три окна которого выходили на улицу. В низкой комнате были две изразцовых печи и очень простая обстановка: деревянная кровать, диван, большой книжный шкаф, письменный стол под окном. Стены были увешаны гравюрами, на столе всегда стоял глобус. Книжный шкаф будущего поэта был забит книгами, новинками современной русской и зарубежной литературы
Дом этот сохранился в перестроенном виде. На его фасаде установлена мемориальная доска с надписью: «Здесь в 1830—1832 гг. жил великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов».
По соседству (в доме № 11 по Большой Молчановке) жило семейство Лопухиных. Они занимали настоящую барскую усадьбу, расположенную на углу Большой Молчановки и Серебряного переулка.

Вам что-то понравилось? Поделитесь с друзьями

Опубликовать в своем блоге livejournal.com Класс!


Интеллектуальные игры

На главную



Не хотите пропустить самое интересное?
Подпишитесь на наши новости
по RSS или E-mail

Новые игры

Интересные факты, истории, случаи